ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МУЖСКОГО ПОЛА МЛАДШИХ КУРСОВ ДВФУ

УДК [612.172.2+159.923]:378.172.046.12(571.6)

DOI: 10.22138/2500-0918-2024-21-2-156-164

Д.А. Буцко, А.Ю. Горькавая, К.А. Лоншаков

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток, Российская Федерация

Резюме. Изучены особенности регуляции работы сердца и психофизиологические свойства юношей-студентов младших курсов с разным уровнем физического состояния (УФС). Материалы и методы. Обследовано 46 обучающихся в ДВФУ мужского пола в возрасте от 19 до 24 лет. В группах произведен спектральный анализ вариабельности сердечного ритма, охарактеризованы особенности мотивационной сферы с помощью опросника Карвера-Уайта и компоненты жизнестойкости в соответствии с методикой Мадди. Результаты. Лица с высоким УФС продемонстрировали хорошую устойчивость сердечно-сосудистой системы к нагрузкам, обусловленную усилением парасимпатических воздействий на сердечный ритм. У мужчин со средним УФС, напротив, было зафиксировано увеличение вклада низкочастотной компоненты в волновой спектр, что указывает на активное влияние симпатического отдела на синусовый узел. По данным теста Мадди, студенты обладали способностью выдерживать стрессовые ситуации, были готовы к активному усвоению знаний. При использовании методики Карвера-Уайта в обеих группах фиксировались высокие показатели по шкалам «Настойчивость» и «Награда», что, скорее всего, связано со студенческим образом жизни. Кроме того, регистрировались гипоактивация торможения, в большей степени у мужчин с высоким УФС, и превышение нормативных значений по шкале «Удовольствие» у этой же группы добровольцев. Такие сдвиги являются признаками излишней импульсивности, гиперактивности и слабости самоконтроля поведения. Заключение. По-видимому, студенты данной группы в большей степени нуждаются в профилактике психоэмоциональных перегрузок, в то время как лицам со средним УФС будут полезны мероприятия, направленные на общее оздоровление.

 

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, система активации и торможения поведения, жизнестойкость, уровень физического состояния

 

Конфликт интересов отсутствует.

Контактная информация автора, ответственного за переписку:

Горькавая Анна Юрьевна

angorka2002@rambler.ru

Дата поступления: 30.01.2024

Образец цитирования:

Буцко Д.А., Горькавая А.Ю., Лоншаков К.А. Вариабельность сердечного ритма и психофизиологические особенности студентов мужского пола младших курсов ДВФУ [Электронный ресурс] Вестник уральской медицинской академической науки. 2024, Том 21, № 2, с. 156–164, DOI: 10.22138/2500-0918-2024-21-2-156-164

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Абдиразакова Н.С. Стрессовые ситуации и особенности их проявления в жизни студентов. Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее: сборник статей II Всеросс. методико-практ. конф-и. Петрозаводск, 2021: 173-179.

2.     Gorter R., Freedman R., Hammen S., Murtomaa H., Blinkkorn A., Humphris G. Psychological stress and health in undergraduate dental students: fifth year outcomes compared with first year baseline results from five European denthal schools. European Journal of Dental Education. 2008. 12 (2): 61-68.

3.     Горькавая А.Ю., Сидорова О.Н., Кузнецова И.А. Особенности психофизиологического статуса студентов-второкурсников, обучающихся на биологических кафедрах университета и в медицинском вузе. В мире научных открытий. 2016. 7 (79): 83-97.

4.     Ayala E.E., Berry R., Winseman J.S., Mason H.R. A cross sectional snapshot of sleep quality and quantity among US medical students. Academic Psychiatry. 2017. 41 (5): 664-668.

5.     Тананакина Т.П., Лысенко Е.А., Паринов Р.А. Оценка адаптационных возможностей юношей студентов медицинского ВУЗа, обучающихся в разных социально-экономических условиях. Биология и интегративная медицина. 2021. 6 (53): 341-349.

6.     Казакова Г.Н., Панкова Е.С., Замкова Е.В., Синдеева Л.В., Зюзюкина А.В. Морфофункциональные показатели физического развития студентов в свете решения медицинских проблем образовательной миграции. Вестник новых медицинских технологий. 2019. 26 (3): 55-58.

7.     Митрофанова Е.Н. Динамические основы индивидуальности: связь с активностью, жизнестойкостью и психологическим благополучием. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. (1): 15-21.

8.     Щербакова А.Э., Попова М.А., Каримов Р.Р., Грицков С.Н. Функциональное состояние вегетативной и центральной нервной системы пожарных в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Журнал медико-биологических исследований. 2019. 7 (2): 178-186.

9.     Шлык Н.И., Алабужев А.Е., Шумихина И.И. Индивидуальный подход к анализу тренировочного процесса по данным вариабельности сердечного ритма у легкоатлетов-бегунов в условиях среднегорья. Теория и практика физической культуры. 2017. (1): 15-18.

10.   Heart Rate Variability. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Standards of Measurement, Physiological Interpretation, and Clinical Use. Circulation. 1996. (93): 1043-1065.

11.   Самикулин П.Н., Грязных А.В., Кучин Р.В., Нененко Н.Д. Изменения вариабельности ритма сердца в ответ на мышечную нагрузку и их взаимосвязь с концентрацией стероидных гормонов у юношей с различной спецификой тренированности. Человек. Спорт. Медицина. 2018. 18 (1): 33-45.

12.   Nickel P., Nachreiner F. Sensitivity and Diagnostics of the 0.1-Hz Component of Heart Rate Variability as an Indicator of Mental Workload. Human Factors. 2003. 45 (4): 575-590.

13.   Горькавая А.Ю., Кириллов О.И. Особенности психоэмоционального статуса студентов Дальневосточного федерального университета. Экология человека. 2011. (12): 29-32.

14.   Johnson S.L., Turner R.J., Iwata N. BIS/BAS levels and psychiatric disorder: An epidemiological study. Journal of psychopathology and behavioral assessment. 2003. (25): 25-36.

 

Авторы

Буцко Дарья Александровна

Ассистент департамента фундаментальной медицины

butskodaria2411@mail.ru

ORCID ID: https://orcid.org/0009-0005-4520-6357

 

Горькавая Анна Юрьевна,

Кандидат медицинских наук, доцент департамента фундаментальной медицины

angorka2002@rambler.ru

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2249-1587

 

Лоншаков Константин Андреевич

Лаборант департамента фундаментальной медицины

lonshakov.ka@dvfu.ru

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1800-1808

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ), Школа медицины и наук о жизни, Департамент фундаментальной медицины

Владивосток, Российская Федерация

 
 
 

Авторизация