Успешность обучения с 1 по 8 класс детей, рожденных путем экстренного кесарева сечения
УДК 612.6; 612.825.8-81
DOI: 10.22138/2500-0918-2018-15-1-104-115
С.И. Трухина, В.И. Циркин, А.Н. Трухин, С.В. Хлыбова, К.Ю. Анисимов, О.Ю. Севостьянова
Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация;
Кировский государственный медицинский университет, г. Киров, Российс кая Федерация;
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Резюме. Цель исследования состояла в изучении отдаленных последствий влияния экстренного кесарева сечения на интеллектуальное развитие 14 девочек и 34 мальчиков (группа 2). Для этого оценивали успешность их обучения с 1 по 8 класс общеобразовательной школы в сравнении с группой 1 (14 девочек и 34 мальчика), рожденных у матерей с неосложненным течением беременности и родового процесса. По данным медицинских документов (формы № 112-У и 026-У) установлено, что показаниями к операции экстренного кесарева сечения у матерей группы 2 были преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты, нарастание тяжести преэклампсии и плацентарной недостаточности, острая гипоксия плода, отсутствие родовой деятельности при длительном (более 12 часов) безводном периоде, аномалии родовой деятельности, не поддающиеся медикаментозной коррекции, несоответствие размеров головки плода и таза матери. Анализ успешности обучения показал, что у мальчиков группы 2 средний балл успеваемости был таким же, как у мальчиков группы 1 и только во 2 классе он был статистически значимо ниже, а годовые отметки по отдельным дисциплинам были ниже в 1, 2, 3, 6 и 8 классах. Для девочек все различия между группами 1 и 2 были незначимы. Следовательно, негативное влияние экстренного кесарева сечения на интеллектуальное развитие преимущественно отражается на мальчиках и проявляется, в основном, на первых годах обучения в школе. Эти данные существенно отличаются от негативного влияния планового кесарева сечения (а точнее, причин, которые заставили проводить кесарево сечение), которое проявилось в более низкой успешности обучения мальчиков во всех восьми классах общеобразовательной школы. Обсуждаются механизмы и возможность профилактики негативного влияния осложненного течения внутриутробного периода развития на созревание неокортекса на ранних этапах онтогенеза.
Ключевые слова: экстренное кесарево сечение, мальчики, девочки, успешность обучения в общеобразовательной школе, неокортекс, онтогенез
Дата поступления 16.11. 2017
Образец цитирования:
С.И. Трухина, В.И. Циркин, А.Н. Трухин, С.В. Хлыбова, К.Ю. Анисимов, О.Ю. Севостьянова. Успешность обучения с 1 по 8 класс детей, рожденных путем экстренного кесарева сечения. Вестник уральской медицинской академической науки. 2018, Том 15, №1, с. 104–115, DOI: 10.22138/2500-0918-2018-15-1-104-115
ЛИТЕРАТУРА
1. Айламазян Э.К., Кузьминых Т.У., Андреева В.Ю., Сельков С.А., Траль Т. Г., Толибова Г.Х. Современная стратегия абдоминального родоразрешения. Журнал акушерства и женских болезней. 2014; LXIII (5): 4-13.
2. Датхаева З.А., Исенова С.Ш., Думышева А.М., Шорманова С.Б., Башкулова З., Найзабеков Н. Пути снижения абдоминального родоразрешения в современных условиях. Медицина. 2015; 1(151): 45-9.
3. Айламазян Э.К. Кесарево сечение: общие проблемы и региональные особенности. Журнал акушерства и женских болезней. 2005; 4: 3-10.
4. Алиева А.Я., Баладжанова А.Б. Структура показаний к операции кесарево сечение. Bulletin of Medical Internet Conferences. 2014; 4 (5): 448.
5. Ананьев В.А., Побединский Н.М., Чернуха Е.А. Осложнения и заболевания после кесарева сечения в послеродовом и отдаленном периодах. Акушерство и гинекология. 2005; 2: 52-4.
6. Краснопольский В.И., Буянова С.И., Щукина Н.А. Акушерский сепсис, как репродуктивная проблема. Акушерство и гинекология. 2007; 3: 38-42.
7. Манухин И.Б., Мурашко А.В., Мынбаев О.А. Повторное кесарево сечение с хирургической позиции: систематический обзор. Журнал акушерства и женских болезней. 2011; LX (спецвып.): 69-70.
8. Побединский Н.М., Ананьев В.А. Отдаленные результаты после кесарева сечения. Материалы VI Российского форума «Мать и дитя». М.; 2004: 161-162.
9. Савельева Г.М., Трофимова О.А. Роль кесарева сечения в снижении перинатальной смертности и заболеваемости доношенных детей. Акушерство и гинекология. 2008; 4: 20-23.
10. Чернуха Е.А., Побединский Н.М., Ананьев В.А., Короткова Н.А. Психологические аспекты кесарева сечения. Акушерство и гинекология. 2005; 1: 52-53.
11. Ахмадеева Э.И., Еникеева Ю.Д. Особенности ранней адаптации новорожденных, извлеченных путем операции кесарева сечения. Практическая медицина. 2009; 7: 21-7.
12. Лозинская А.В. Анализ особенностей психического развития детей, рожденных с помощью кесарева сечения. Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии: Материалы третьей международной научно-практической конференции. Белгород, БелГУ, 9–12 окт. 2007 г. Под. ред. В.А. Москвина. Белгород. «ПОЛИТЕРРА»; 2007: 49-53.
13. Горячева Т.Г., Сафонкина А.В. Нейропсихологический анализ сформированности высших психических функций у детей, рожденных с помощью кесарева сечения. Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии: Материалы третьей международной научно-практической конференции. Белгород, БелГУ, 9–12 окт. 2010 г. Под. ред. В.А. Москвина. Белгород. «ПОЛИТЕРРА»; 2010: 37-43.
14. Ревякина Ю.В., Ярославцева И.В. Особенности умственного и психомоторного развития детей раннего возраста, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения. Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015; 7(1). Available at: http://psyedu.ru/journal/2015/n1/Revyakina_Yaroskavtseva.phtml.
15. Трухина С.И., Анисимов К.Ю., Циркин В.И., Трухин А.Н., Севостьянова О.Ю., Хлыбова С.В. Физическое развитие и успешность обучения с 1 по 8 класс детей, рожденных при наличии у матери умеренной преэклампсии. Вестник уральской медицинской академической науки. 2017; 14(3): 275-286. DOI: 10.22138/2500-0918-2017-14-3-275-286
16. Трухина С.И., Циркин В.И., Трухин А.Н., Хлыбова С.В., Шушканова Е.Г. Влияние плацентарной недостаточности матери на развитие детей. Медицинский альманах. 2014; 5: 59-63.
17. Трухина С. И., Трухин А. Н., Циркин В. И., Шушканова Е. Г. Успешность обучения в школе девочек и мальчиков, рожденных путем планового кесарева сечения. Биодиагностика состояния природных и природно-техногенных систем: Материалы ХV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 4–6 декабря 2017 г. Киров, ВятГУ. 2017; 1: 230-234.
18. Трухина С.И., Циркин В.И., Трухин А.Н., Хлыбова С.В. Влияние артериальной гипертензии матери на развитие детей. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013; 1: 64-76.
19. Трухина С.И., Анисимов К.Ю., Циркин В.И., Трухин А.Н., Севостьянова О.Ю., Хлыбова С.В. Влияние генитальных инфекций матери на физическое развитие детей и успешность их обучения с 1 по 8 класс. Уральский медицинский журнал. 2016; 8 (141): 158-166.
20. Трухина С.И., Циркин В.И., Трухин А.Н., Четверикова Е.В. Успешность учебной деятельности детей и подростков, рожденных с большой или низкой массой тела. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013; 2 (3): 33-41.
21. Трухина С.И., Трухин А.Н., Шушканова Е.Г., Циркин В.И. Успешность обучения школьников 1-11 классов в зависимости от массы тела при рождении и пола. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016; 5: 49-63. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1605.04
22. Трухина С.И., Циркин В.И., Трухин А.Н. Влияние наличия анемии у матери во время беременности на успешность обучения детей в школе. Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: сборник статей по итогам международной научно-практической конференции (Уфа, 9 декабря 2017). Стерлитамак: АМИ. 2017; 6: 20-24.
23. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика; 1999.
24. Кравченко В.П. Сравнительная оценка развития детей, рожденных с помощью кесарева сечения и путем естественных родов. Педиатрическая фармакология. 2009; 6 (1): 99-100.
25. Абрамченко В.В., Ланцев Е.А., Шамхалова И.А. Кесарево сечение в перинатальной медицине. СПб: «ЭЛБИ-СПб»; 2005.
26. Curtis D., Sood A., Phillips T., Leinster V. et al. Secretions from placenta, after hypoxia/reoxygenation, can damage developing neurones of brain under experimental conditions. Exp. Neurol. 2014; 261: 386-395. DOI: 10.1016/j.expneurol.2014.05.003
27. Miller S., Huppi P., Mallard C. The consequences of fetal growth restriction on brain structure and neurodevelopmental outcome. J Physiol. 2016; 594 (4): 807-823. DOI: 10.1113/JP271402
28. Phillips T., Scott H., Menassa D., Bignell A. et al. Treating the placenta to prevent adverse effects of gestational hypoxia on fetal brain development. Sci Rep. 2017; 7 (1): 9079. DOI: 10.1038/s41598-017-06300-1
29. Andari E., Duhamel J., Zalla T., Herbrecht E., Leboyer M., Sirigu A. Promoting social behavior with oxytocin in high-functioning autism spectrum disorders. Proc Natl Acad Sci USA. 2010; 107 (9): 4389-4394. PMID: 20160081 DOI: 10.1073/pnas.0910249107
30. Munesue T., Nakamura H., Kikuchi M., Miura Y., Takeuchi N., Anme T. et al. Oxytocin for Male Subjects with Autism Spectrum Disorder and Comorbid Intellectual Disabilities: A Randomized Pilot Study. Front Psychiatry. 2016; 7: 2. PMID: 26834651 DOI: 10.3389/fpsyt.2016.00002
31. Lopatina O., Furuhara K., Ishihara K., Salmina A., Higashida H. Communication impairment in ultrasonic vocal repertoire during the suckling period of CD157 knockout mice: transient improvement by oxytocin. Front Neurosci. 2017; 11: 266. PMID: 28566999 DOI: 10.3389/fnins.2017.00266
32. Лопатина О.Л. Окситоцин-опосредованные механизмы регуляции социального поведения и развития тревожных состояний. Дисс. Красноярск; 2017.
33. Caravaggio F., Gerretsen P., Mar W., Chung J., Plitman E., Nakajima S. et al. Intranasal oxytocin does not modulate jumping to conclusions in schizophrenia: Potential interactions with caudate volume and baseline social functioning. Psychoneuroendocrinology. 2017; 81: 80-87.PMID: 28431278 DOI: 10.1016/j.psyneuen.2017.03.020
34. Bora S., Liu Z., Kecojevic A., Merchenthaler I., Koliatsos V. Direct, complex effects of estrogens on basal forebrain cholinergic neurons. Exp. Neurol. 2005; 194 (2): 506-22. DOI: 10.1016 / j.expneurol.2005.03.015
35. Krause D., Duckles S., Pelligrino D. Influence of sex steroid hormones on cerebrovascular function. J. Applied Physiology 2006; 101 (4): 1252-1261. DOI:10.1152/japplphysiol.01095.2005
36. Carroll J., Rosario E. The potential use of hormone-based therapeutics for the treatment of Alzheimer's disease. Curr. Alzheimer Res. 2012; 9 (1): 18-34.
37. Bondesson M., Hao R., Lin C., Williams C., Gustafsson J. Estrogen receptor signaling during vertebrate development. Biochim Biophys Acta. 2015; 1849 (2)6: 142-51. DOI: 10.1016/j.bbagrm.2014.06.005
38. Kirilov G., Lang R., Kraft K., Ganten D. The effects of orchidectomy and testosterone replacement therapy on plasma and brain oxytocin in normal rats. ActaPhysiolPharmacol Bulg. 1987; 13 (2): 30-35. PMID: 3673599
39. Чернышева М.П., Ноздрачев А.Д. Нонапептид окситоцин: соматические и висцеральные функции при некоторых психопатологиях. Психофармакология и биологическая наркология. 2009; 9 (3-4): 2574-90.
40. Трухина С.И., Циркин В.И., Шитова О.В., Нуреев И.Т., Шушканова Е.Г., Трухин А.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у школьников и студентов вузов. Киров: «Радуга-ПРЕСС»; 2012.
41. Faa G., Marcialis M., Ravarino A., Piras M., Pintus M., Fanos V. Fetal programming of the human brain: is there a link with insurgence of neurodegenerative disorders in adulthood? Curr. Med. Chem. 2014; 21 (33): 3854-76.
42. Jin D., Liu H., Hirai H., Torashima T., Nagai T., Lopatina O. et al. CD38 is critical for social behaviour by regulating oxytocin secretion. Nature. 2007; 446 (7131): 41-45. PMID: 17287729 DOI: 10.1038/nature05526
43. Салмина А.Б., Окунева О.С., Малиновская Н.А., Таранушенко Т.Е., Моргун А.В., Манторова Н.С., Михуткина С.В. НАД+-зависимые механизмы нарушения жизнеспособности клеток головного мозга в остром периоде гипоксически-шемического перинатального поражения. Нейрохимия. 2008; 3 (25): 247-54.
44. Lee H. Cyclic ADP-ribose and NAADP: fraternal twin messengers for calcium signaling. Sci China Life Sci. 2011; 54 (8): 699-711. PMID: 21786193 DOI: 10.1007/s11427-011-4197-3
Авторы
Трухина Светлана Ивановна
Вятский государственный университет
К.б.н., доцент, кафедра биологии и методики обучения биологии, Институт биологии и биотехнологии
Российская Федерация, 610000, г. Киров, ул. Московская, 36
trukhinasvetlana@yandex.ru
Циркин Виктор Иванович
Вятский государственный университет
Д.м.н., профессор, профессор кафедры биологии и методики обучения биологии, Инстиутут биологии и биотехнологии
Российская Федерация, 610000, г. Киров, ул. Московская, 36
tsirkin@list.ru
Трухин Андрей Николаевич
Вятский государственный университет
К.б.н., доцент, кафедра биологии и методики обучения биологии, Институт биологии и биотехнологии
Российская Федерация, 610000, г. Киров, ул. Московская, 36
trukhinandrey@rambler.ru
Хлыбова Светлана Вячеславовна
Кировский государственный медицинский университет
Д.м.н., доцент, кафедра акушерства и гинекологии
Российская Федерация, 610027, г. Киров, ул. Карла Маркса, 112
svekhlybova@yandex.ru
Анисимов Константин Юрьевич
Уральский государственный медицинский университет
К.м.н., ассистент, кафедра акушерства и гинекологии лечебного факультета
Российская Федерация, 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, 3
kuanisimov@mail.ru
Севостьянова Ольга Юрьевна
Уральский государственный медицинский университет
Д.м.н., доцент, кафедра акушерства и гинекологии лечебного факультета
Российская Федерация, 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, 3
kuanisimov@mail.ru