УСПЕШНОСТЬ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ


А.И. Талеева, И.Т. Мадумарова, Н.В. Звягина

УДК 159.91 (612.821)
DOI: 10.22138/2500-0918-2021-18-1-52-59

 

ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова,
г. Архангельск, Российская Федерация

Резюме. Динамичное развитие современного мира требует переработки и освоения достаточно большого объема информации в короткие сроки. В этом отношении достаточно большая нагрузка возлагается на обучающихся — школьников и студентов. Лимит времени воздействует как стрессовый фактор и приводит к нарушениям психофизиологического и психоэмоционального баланса человека. Нарушение психоэмоционального состояния влечет за собой развитие повышенной тревожности и негативно сказывается на качестве выполнения. Цель исследования — изучить особенности влияния уровня тревожности студентов на успешность выполнения когнитивной задачи в произвольном темпе и в условиях дефицита времени. Материалы и методы. В процессе научного исследования оценивали уровень тревожности с применением устройства психофизиологического тестирования для определения уровня ситуативной и личностной тревожности, оценивали психоэмоциональное состояние по методике Простая зрительно-моторная реакция, фиксировали успешность выполнения когнитивной задачи (чтение слов с одной пропущенной буквой). В результате проведенного исследования было установлено, что обследованные с высоким уровнем личностной тревожности имели более высокий уровень активации центральной нервной системы, более высокие значения параметров быстродействия и устойчивости функционального состояния центральной нервной системы, что и обеспечивает им высокие показатели эффективности когнитивной деятельности.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние студентов, когнитивная деятельность, личностная и ситуативная тревожность, лимит времени

Конфликт интересов отсутствует.
Контактная информация автора, ответственного за переписку:
Талеева Анна Ильинична
a.taleeva@narfu.ru
Дата поступления 15.02.2021 г.
Образец цитирования:
Талеева А.И., Мадумарова И.Т., Звягина Н.В. Успешность когнитивной деятельности студентов с разным уровнем тревожности [Электронный ресурс] Вестник уральской медицинской академической науки. 2021, Том 18, №1, с. 52–59, DOI: 10.22138/2500-0918-2021-18-1-52-59

ЛИТЕРАТУРА
1. Канеман Д. Внимание и усилие [Текст]. – М.: Смысл. 2006.
2. Бабаева Ю.Д., Ротова Н.А., Сабадош П.А. Детерминанты выполнения теста интеллекта в условиях ограничения времени / Ю.Д. Бабаева, Н.А. Ротова, П.А. Сабадош // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012.
3. Rendon-Velez, E., van Leeuwen, P. M., Happee, R., Horváth, I., van der Vegte, W.F., & de Winter, J.C. F. The effects of time pressure on driver performance and physiological activity: A driving simulator study. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2016.
4. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности [Текст]: Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал. – 1996. Т. 17, № 1. – С.169 –174.
5. Масаева, З.В. Психологическое сопровождение безопасности образовательной системы в современных условиях [Текст] / З.В. Масаева, М.В. Ажиев // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. труд. по мат. междун. науч.-практ. конф-и. – Тамбов, 2014 г. С. 94–95.
6. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности [Текст] / Н.А. Литвинова, Э.М. Казин, С.Б. Лурье, О.В. Булатова // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 1 (45). – С. 141-147.
7. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [Текст]: учеб. пособ. / П. В. Симонов; Наука. – М.: Наука, 1981. – 215 с.
8. Карелин, А.А. Психологические тесты [Текст]: в 2 т. / А.А. Карелин; гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – М.: ВЛАДОС, 2002 – 1 т.
9. Водлозеров, В.М. Зрительно-двигательная активность человека в условиях слежения [Текст]: учеб. пособ. / изд-во Гуманитарный Центр / В.М. Водлозеров, С. Г. Тарасов. – Харьков: изд-во Гуманитарный Центр, 2002. – 242 с.
10. Taleeva, A., Zvyagina, N., Cognitive activity in limited time conditions: individual and typological features // E3S Web of Conferences 210, 18092 (2020) ITSE-2020.
11. Базаров, Т.Ю. Влияние дефицита времени на решение творческих задач [Текст] / Т. Ю. Базаров, Д.Г. Туманян // Национальный психологический журнал. – 2012. – № 2. – С. 116-123.
12. Doob, G. W. Pattering of Time [Text] / G. W. Doob; // New Haven and London. – England: Jale Univ. press, 1971.
13. Косачев В.Е. Экспресс метод оценки функционального состояния центральной нервной системы в процессе психофизиологического мониторинга персонала энергопредприятий [Текст] / В.Е. Косачева, А.А. Талаева // Известия ТРТУ. 2010. № 4 (18). С. 24-26.

Авторы
Талеева Анна Ильинична
Ассистент кафедры биологии человека и биотехнических систем
a.taleeva@narfu.ru

Мадумарова Инобат Тимуровна
Студентка
madumarova.i@edu.narfu.ru

Звягина Наталья Васильевна
Доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем, кандидат биологических наук
biolzv@yandex.ru

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
163002, Российская Федерация, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 17

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

 
 
 

Авторизация