УСПЕШНОСТЬ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ


А.И. Талеева, И.Т. Мадумарова, Н.В. Звягина

УДК 159.91 (612.821)
DOI: 10.22138/2500-0918-2021-18-1-52-59

 

ФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова,
г. Архангельск, Российская Федерация

Резюме. Динамичное развитие современного мира требует переработки и освоения достаточно большого объема информации в короткие сроки. В этом отношении достаточно большая нагрузка возлагается на обучающихся — школьников и студентов. Лимит времени воздействует как стрессовый фактор и приводит к нарушениям психофизиологического и психоэмоционального баланса человека. Нарушение психоэмоционального состояния влечет за собой развитие повышенной тревожности и негативно сказывается на качестве выполнения. Цель исследования — изучить особенности влияния уровня тревожности студентов на успешность выполнения когнитивной задачи в произвольном темпе и в условиях дефицита времени. Материалы и методы. В процессе научного исследования оценивали уровень тревожности с применением устройства психофизиологического тестирования для определения уровня ситуативной и личностной тревожности, оценивали психоэмоциональное состояние по методике Простая зрительно-моторная реакция, фиксировали успешность выполнения когнитивной задачи (чтение слов с одной пропущенной буквой). В результате проведенного исследования было установлено, что обследованные с высоким уровнем личностной тревожности имели более высокий уровень активации центральной нервной системы, более высокие значения параметров быстродействия и устойчивости функционального состояния центральной нервной системы, что и обеспечивает им высокие показатели эффективности когнитивной деятельности.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние студентов, когнитивная деятельность, личностная и ситуативная тревожность, лимит времени

Конфликт интересов отсутствует.
Контактная информация автора, ответственного за переписку:
Талеева Анна Ильинична
a.taleeva@narfu.ru
Дата поступления 15.02.2021 г.
Образец цитирования:
Талеева А.И., Мадумарова И.Т., Звягина Н.В. Успешность когнитивной деятельности студентов с разным уровнем тревожности [Электронный ресурс] Вестник уральской медицинской академической науки. 2021, Том 18, №1, с. 52–59, DOI: 10.22138/2500-0918-2021-18-1-52-59

ЛИТЕРАТУРА
1. Канеман Д. Внимание и усилие [Текст]. – М.: Смысл. 2006.
2. Бабаева Ю.Д., Ротова Н.А., Сабадош П.А. Детерминанты выполнения теста интеллекта в условиях ограничения времени / Ю.Д. Бабаева, Н.А. Ротова, П.А. Сабадош // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012.
3. Rendon-Velez, E., van Leeuwen, P. M., Happee, R., Horváth, I., van der Vegte, W.F., & de Winter, J.C. F. The effects of time pressure on driver performance and physiological activity: A driving simulator study. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2016.
4. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности [Текст]: Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал. – 1996. Т. 17, № 1. – С.169 –174.
5. Масаева, З.В. Психологическое сопровождение безопасности образовательной системы в современных условиях [Текст] / З.В. Масаева, М.В. Ажиев // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. труд. по мат. междун. науч.-практ. конф-и. – Тамбов, 2014 г. С. 94–95.
6. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности [Текст] / Н.А. Литвинова, Э.М. Казин, С.Б. Лурье, О.В. Булатова // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 1 (45). – С. 141-147.
7. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [Текст]: учеб. пособ. / П. В. Симонов; Наука. – М.: Наука, 1981. – 215 с.
8. Карелин, А.А. Психологические тесты [Текст]: в 2 т. / А.А. Карелин; гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – М.: ВЛАДОС, 2002 – 1 т.
9. Водлозеров, В.М. Зрительно-двигательная активность человека в условиях слежения [Текст]: учеб. пособ. / изд-во Гуманитарный Центр / В.М. Водлозеров, С. Г. Тарасов. – Харьков: изд-во Гуманитарный Центр, 2002. – 242 с.
10. Taleeva, A., Zvyagina, N., Cognitive activity in limited time conditions: individual and typological features // E3S Web of Conferences 210, 18092 (2020) ITSE-2020.
11. Базаров, Т.Ю. Влияние дефицита времени на решение творческих задач [Текст] / Т. Ю. Базаров, Д.Г. Туманян // Национальный психологический журнал. – 2012. – № 2. – С. 116-123.
12. Doob, G. W. Pattering of Time [Text] / G. W. Doob; // New Haven and London. – England: Jale Univ. press, 1971.
13. Косачев В.Е. Экспресс метод оценки функционального состояния центральной нервной системы в процессе психофизиологического мониторинга персонала энергопредприятий [Текст] / В.Е. Косачева, А.А. Талаева // Известия ТРТУ. 2010. № 4 (18). С. 24-26.

Авторы
Талеева Анна Ильинична
Ассистент кафедры биологии человека и биотехнических систем
a.taleeva@narfu.ru

Мадумарова Инобат Тимуровна
Студентка
madumarova.i@edu.narfu.ru

Звягина Наталья Васильевна
Доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем, кандидат биологических наук
biolzv@yandex.ru

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
163002, Российская Федерация, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 17

 

 
 
 

Авторизация