Топографическое картирование коры головного мозга как метод изучения психофизиологических основ успешности учебной деятельности у школьников

УДК 612.821.1

Гилева О.Б.

ГОУ ВПО Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Резюме.
В статье приводятся результаты изучения пространственной структуры биоэлектрической активности головного мозга в состоянии покоя с закрытыми глазами и при предъявлении когнитивной нагрузки (трех типов задач) у практически здоровых школьников г. Екатеринбурга в возрасте 12–13 лет, имеющих разную академическую успешность. Обнаружено, что топографические особенности биоэлектрической активности мозга различаются у детей с разной степенью академической успешности, особенно в ситуации решения вербально-логических задач и задач на пространственное вращение фигуры. Обнаруженные различия могут быть использованы при планировании учебной программы и коррекции академической успешности школьников.

Ключевые слова:
школьники; психофизиология развития; электроэнцефалограмма

ЛИТЕРАТУРА
1. Казин Э. М. Влияние социально-психологических и психофизиологических условий и факторов на социальное здоровье и особенности формирования асоциального поведения у лиц женского пола / Э. М. Казин, М. Г. Березина, А. М. Прохорова // Валеология, 2010. № 4. С 34–41.
2. Алферова В.В., Кудрякова Т.А. Пространстванная организация биоэлектрической активности мозга детей с трудностями в обучении // Физиология человека, 1994. Т.20, № 5. С. 151-153.
3. Гладыш А.В., Горев А.С., Фарбер Д.А. Отражение индивидуальных особенностей скорости переработки информации в параметрах ЭЭГ детей школьного возраста // Физиология человека, 1995. Т. 21, № 1. С. 99-110.
4. Горшенева С.В. Изучение взаимосвязи уровня вербально-логического мышления и школьной неуспеваемости у младших школьников // Достижения биологической функциологии и их место в практике образования: Материалы конф. Самара, 2003. С. 74-75.
5. Ретюнский К.Ю., Петренко Т.С. Механизмы возникновения и клинические варианты школьной дезадаптации у младших школьников // Тюменск. мед. ж., 2006. № 3. С. 6-8.
6. Павлова Л.П., Романенко А.Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л.: «Наука», 1988. 213 с.
7. Новикова Г.Р., Шалимов В.Ф., Ополинский Э.С. Об одном из ведущих патогенетических механизмов возникновения трудностей в обучении у младших школьников // Актуальные вопросы клинической медицины. М., 2001. С. 160-163.

Авторская справка
Гилева Ольга Борисовна, ogileva@narod.ru
ГОУ ВПО Уральский государственный университет путей сообщения
Доктор биологических наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом и социология»
620034, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66

 
 
 

Авторизация