Школьная медицина: анализ достигнутых результатов и поиск новых решений

УДК 614.2

DOI: 10.22138/2500-0918-2018-15-1-136-145

О.П. Ковтун, Е.В. Ануфриева, Н.В. Ножкина, Л.Н. Малямова

Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация;
Министерство здравоохранения Свердловской области, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Резюме. Цель исследования — провести оценку организации системы школьного здравоохранения в образовательных организациях Свердловской области и определить подходы к улучшению качества оказания медицинской помощи обучающимся. Материалы и методы. Проведен аудит качества медицинской помощи обучающимся в 10 образовательных организациях Свердловской области с использованием подходов Евро ВОЗ. Проведено фотохронометражное наблюдение за трудовой деятельностью 6 медицинских работников отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним (ОМПО) течение не менее 5 рабочих дней за каждым работником. Результаты исследования показали, что в Свердловской области сформирована региональная нормативно-правовая база для оказания медицинской помощи обучающимся в общеобразовательных организациях. Укомплектованность отделений фельдшерами — 87%, медицинскими сестрами — 28%, отсутствуют врачи по гигиене детей и подростков. В структуре затрат рабочего времени медицинских работников ОМПО основная деятельность занимает 55,5% времени, работа с медицинской документацией 27,2%, отмечается недостаточная информатизация школьных служб здравоохранения. Результаты аудита позволяют в плановом порядке работать над совершенствованием организации и повышением качества медицинской помощи обучающимся. В регионе реализуется пилотный проект по организации медицинского электронного документооборота между медицинскими организациями и медицинскими кабинетами на базе общеобразовательных учреждений. Разработан Организационный стандарт работы ОМПО, «Карты трудовых процессов» медицинских работников ОМПО, актуализируются должностные инструкции медицинских работников ОМПО с учетом внедрения современных организационных и информационных технологий. Выводы. Необходимо улучшить обеспеченность медицинскими кадрами ОМПО, совершенствовать систему повышения квалификации, стандартизировать работу врачей, фельдшеров, медицинских сестер. Для повышения качества оказания медицинской помощи обучающимся внедрять современные информационные технологии.

Ключевые слова: организация медицинской помощи обучающимся, качество медицинской помощи, школьники, школьная медицина, образовательные организации

Дата поступления 29.11. 2017

Образец цитирования:
О.П. Ковтун, Е.В. Ануфриева, Н.В. Ножкина, Л.Н. Малямова. Школьная медицина: анализ достигнутых результатов и поиск новых решений. Вестник уральской медицинской академической науки. 2018, Том 15, №1, с. 136–145, DOI: 10.22138/2500-0918-2018-15-1-136-145

ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. 2012;91(3):9-14
2. Гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся: Руководство / под ред. члена-корр. РАН В.Р.Кучмы. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016. – 85с.
3. Кучма В.Р. Модель организации медицинской помощи обучающимся // Российский педиатрический журнал. 2014. — №6. – С.40-44.
4. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Рапопорт И.К. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в Российской Федерации: проблемы и пути решения // Здравоохранение Российской Федерации. – 2014. — №3. – С.4-9
5. Кучма В.Р. Научно-технологическое развитие популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков и школьной медицины //Вопросы школьной и университетской медицины.-2017.-№2.- С.4-10.
6. Оценка качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Е.В. Ануфриева и др. // Вестник РАМН 2017. Том 72. №3. С.180-195
7. Европейская концепция стандартов качества школьных медицинских услуг и компетенций для специалистов школьного здравоохранения. Available at:http://www.euro.who.int/
8. Федеральный проект «Бережливая поликлиника» применение методов бережливого производства в медицинских организациях открытие проектов по улучшениям Методические рекомендации Министерство здравоохранения Российской Федерации М.: 2017. 43 с.
9. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Рапопорт И.К. Состояние медицинского обеспечения детей в образовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины.-2017.-№2.- С.37-45.
10. Методика разработки норм времени и нагрузки медицинского персонала Методические рекомендации ФГБУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России М.: 2013. 28с.

Авторы
Ковтун Ольга Петровна
Уральский государственный медицинский университет
Член-корреспондент РАН, д.м.н., профессор, ректор
Российская Федерация, 620028 г.Екатеринбург, ул.Репина 3
usma@usma.ru

Ануфриева Елена Владимировна
Уральский государственный медицинский университет
К.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения
Российская Федерация, 620028 г.Екатеринбург, ул.Репина 3
elena-@list.ru

Ножкина Наталья Владимировна
Уральский государственный медицинский университет
Д.м.н., профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
Российская Федерация, 620028 г.Екатеринбург, ул.Репина 3
ozo_usma@mail.ru

Малямова Любовь Николаевна
Министерство здравоохранения Свердловской области
Д.м.н., заместитель начальника отдела организации медицинской помощи матерям и детям
Россйиская Федерация, 620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера 34б
l.malamova@egov66.ru

 
 
 

Авторизация