Результаты проведения программы стоматологического санитарно-гигиенического обучения школьников с сенсорной депривацией зрения

УДК 616.314-084-053.5:617.751.98

DOI: 10.22138/2500-0918-2017-14-2-220-226


Н.В. Тарасова, В.В. Алямовский, Э.С. Сурдо, В.Г. Галонский

 

Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого,
г. Красноярск, Российская Федерация

Резюме. Кариес зубов занимает одно из ведущих мест среди соматической патологии и первое место среди хронических заболеваний в детском возрасте. Одна из главных причин подобного явления – низкий уровень стоматологической культуры детей и подростков. Существующие программы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний разработаны для условно здоровых детей. Вместе с тем существуют деградированные категории детского населения, для которых применение данных образовательных технологий неэффективно. Вследствие чего возникает необходимость создания и внедрения коррекционных методов санитарно-гигиенического обучения и воспитания для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с сенсорной депривацией зрения. Цель исследования: оценить эффективность разработанной авторами программы стоматологического санитарно-гигиенического обучения школьников с сенсорной депривацией зрения. Методы исследования. Авторская программа с созданием персонифицированных «Уроков стоматологического здоровья», основанная на приемах тифлопедагогики, внедрена в учебный процесс в Красноярских специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах III и IV вида для незрячих и слабовидящих детей. В проекте участвовали 157 школьников, в возрасте от 7 до 18 лет, слепых детей 8 человек (5,1 %) и 149 слабовидящих (94,9 %). Результаты исследования. Практическая реализация разработанной профилактической программы показала ее эффективность — улучшение гигиены полости рта с «плохой» (2,5) до «удовлетворительной» (1,8) и снижение воспаления тканей пародонта с 33,0 до 21,7 %, в процессе санитарно-гигиенического обучения у детей с сенсорной депривацией зрения повысился уровень стоматологической грамотности, появилась положительная мотивация к проведению индивидуальной гигиены полости рта и постепенно сформировались мануальные навыки по рациональной чистке зубов. Выводы. Авторская программа с созданием персонифицированных «Уроков стоматологического здоровья» для слепых и слабовидящих детей может быть внедрена в учебный и воспитательный процесс школ-интернатов III–IV вида, что позволит повысить эффективность профилактики основных стоматологических заболеваний и явится элементом социальной реабилитации детей-инвалидов данной категории.

Ключевые слова: уроки стоматологического здоровья, санитарно-гигиеническое обучение, гигиена полости рта, слепые и слабовидящие дети

Дата поступления 04.04.2017

Образец для цитирования:
Тарасова Н.В., Алямовский В.В., Сурдо Э.С., Галонский В.Г. Результаты проведения программы стоматологического санитарно-гигиенического обучения школьников с сенсорной депривацией зрения. Вестник уральской медицинской академической науки. 2017, Том 14, №2, с. 220-226. DOI: 10.22138/2500-0918-2017-14-2-220-226

ЛИТЕРАТУРА
1. Милехина С.А., Климкина Т.Н. Состояние фосфорно-кальциевого обмена у детей с кариесом. Тихоокеанский медицинский журнал. 2014;57(3):59-62.
2. Bratthall D. Introducing the Significant Caries Index together with a proposal for a new oral health goal for 12-year-olds. Int. Dent. J. 2000; 50:378-384.
3. Максимовская Л.Н., Алимова М.Я. Совершенствование организации стоматологической помощи детям в Российской Федерации. Стоматология детского возраста и профилактика. 2013;44(1):3-5.
4. Федеральная государственная программа первичной профилактики стоматологических заболеваний среди населения России. М. 2011. [www.e – stomatology.ru]
5. Emerich K., Adamowicz-Klepaiska B. Trends in dental caries experience among children and adolescents in northern Poland between 1995 and 2003.Com. Dent. Health. 2010; 27(4):218-221.
6. Kimura M., Sairenji Y. Prospects for the future of Japanese pediatrie Dentistry and School Dental Health for the 21st century. Dentistry in Japan. 2000;36:180.
7. Лаптева Л.И. Эффективность внедрения комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний среди школьников ЦАО Москвы в течение 10 лет. Стоматология детского возраста и профилактика. 2008;7(2):13-15.
8. Quinonez R.B., Downs S.M., Shugars D., Christensen J., Vann W.F. Assessing costeffectiveness of sealant placement in children. Journal of Public Dentistry. 2005;65(2):82-89.
9. Шевченко О.В. Модель областной программы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний. Стоматология детского возраста и профилактика. 2014;50(3):8-11.
10. Ирхин В.Н., Ирхина И.В., Леонидова Е.А. Формирование стоматологической культуры школьников как социально-педагогическая проблема. Современные проблемы науки и образования. 2014;2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id = 12966 (дата обращения: 15.03.2016).
11. Галонский В.Г., Тарасова Н.В., Елисеева О.А. Обоснование психолого-педагогических приемов к проведению «Уроков стоматологического здоровья» у детей с сенсорной депривацией слуха. Сибирское медицинское обозрение. 2013;81(3):11-17.
12. Alyamovskiy V.V., Tarasova N.V., Galonskiy V.G., et al. Hygiene Education as a Basis for Initial Prophilaxis of Dental Diseases in Mentally Challended Children. International Dental Journal. 2012, vol. 62, p. 86.
13. Alyamovskiy V., Tarasova N., Galonskiy V.et al. Oral Hygiene Education in Children with Sensory Hearing Deprivation. International Dental Journal. 2013, vol. 63, no. 1, pp. 195-196.
14. Федорова Т.В., Галонский В.Г., Тарасова Н.В., Бриль Е.А., Федоров В.А., Ковалевский В.А. Стоматологические «Уроки здоровья» для детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей личности как способ профилактики кариеса зубов: Монография. Красноярск.: Абзац. 2012:187 с.
15. Волкова И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения. Дефектология. 2005; 3:39-47.
16. Подугольникова Т.А., Носова М.Ф., Самохина Н.В. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти у дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения. Дефектология. 2003; 1:67-74.


Авторы
Тарасова Наталья Валентиновна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники стоматологии ИПО tarasovastom1@mail.ru

Алямовский Василий Викторович
д. м. н., профессор, заведующий кафедрой-клиникой Стоматологии ИПО, руководитель Института стоматологии — НОЦ ИнСтом, главный внештатный специалист-стоматолог министерства здравоохранения Красноярского края, главный внештатный специалист-стоматолог Сибирского федерального округа
alvas.1962@mail.ru

Сурдо Эльвира Сергеевна
заочный аспирант кафедры-клиники ортопедической стоматологии
elvira_surdo@mail.ru

Галонский Владислав Геннадьевич
д. м. н., доцент, заведующий кафедрой-клиникой ортопедической стоматологии
gvg73@bk.ru

Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого
Российская Федерация, 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д.1

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная

 

 
 
 

Авторизация