ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

УДК 614.23: 616-084: 613.955

DOI: 10.22138/2500-0918-2018-15-3-503-510

Л.Л. Липанова, Г.М. Насыбуллина, Н.Л. Хачатурова, А.С. Гончарова

Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Российская Федерация

Резюме. Реализация работы образовательных организаций в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни возможна только при наличии подготовленных специалистов. Цель — создание системы подготовки специалистов для осуществления гигиенического обучения и воспитания детского населения, направленного на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья и профилактику заболеваний. Материалы и методы. Методом анкетного опроса изучены особенности состояния здоровья, образа жизни и гигиеническая грамотность детей (6925 человек), родителей (916 человек), педагогов (684 человек) 57 общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. Методом анкетного опроса изучена готовность студентов УГМУ (890 человек) к осуществлению профессиональной деятельности по гигиеническому обучению населения, а также удовлетворенность слушателей, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования, качеством обучения (230 человек). Результаты. В УГМУ выработаны подходы к формированию у студентов компетенций, необходимых для осуществления гигиенического воспитания населения, через содержание образования (разные учебные дисциплины и практики, а также спецкурсы), воспитательную и внеучебную деятельность. Их реализация привела к повышению готовности обучающихся к осуществлению гигиенического воспитания в индивидуальных и групповых формах. Высокие результаты также достигнуты при обучении врачей и педагогов по программам дополнительного профессионального образования. Выводы. Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья и профилактика заболеваний среди детского населения остается важнейшим направлением работы в образовательных учреждениях, и обучение специалистов медицинского и педагогического профиля для осуществления такой работы является важнейшей задачей. Включение дисциплин, разделов и отдельных тем, посвященных изучению форм и методов гигиенического обучения населения на всех этапах и уровнях образования, обеспечивают повышение компетентности выпускников медицинского вуза, медицинских и педагогических работников в вопросах выявления факторов риска нарушения здоровья, их коррекции средствами гигиенического обучения и воспитания.

Ключевые слова: дети, образ жизни, профилактика заболеваний, гигиеническое обучение и воспитание, медицинские кадры, учителя

Дата поступления 03.05.2018

Образец цитирования:
Липанова Л.Л., Насыбуллина Г.М., Хачатурова Н.Л., Гончарова А.С. Подготовка медицинских и педагогических кадров для осуществления гигиенического обучения и воспитания детей. Вестник уральской медицинской академической науки. 2018, Том 15, №3, с. 503–510, DOI: 10.22138/2500-0918-2018-15-3-503-510

ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция развития здравоохранения Российской федерации до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
2. Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Свердловской области на период до 2020 года. Утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 20.05.2009 №557-ПП.
3. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья»: международный отчет по результатам обследования 2009–2010 гг. Под ред. Currie C и др. – Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012г.
4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность. М.: Просвещение; 2012. 253 с.
5. Липанова Л.Л., Насыбуллина Г. М., Ножкина Н.В. Роль общеобразовательных учреждений в формировании здоровья и здорового образа жизни школьников Свердловской области. Ур.М.Ж. 2012; 10: 81-84.
6. Липанова Л.Л., Насыбуллина Г. М. Роль семьи и образовательных учреждений в укреплении здоровья и формировании образа жизни детей и подростков. Бюл. ВСНЦ СО РАМН. 2013. №3. ч.1. 85-90.
7. Липанова Л.Л. Поведенческие факторы риска и их влияние на здоровье подростков, обучающихся в общеобразовательных школах. Ур.М.Ж. 2015; 4: 68-72.
8. Гончарова А.С., Насыбуллина Г. М., Липанова Л.Л. Опыт обучения учителей и руководителей средних общеобразовательных школ в области здоровья с использованием информационных технологий. Ур.М.Ж. 2007; 11 (39): 43-47.
9. Насыбуллина Г. М., Липанова Л.Л., Самойлова Е.А. Укрепление здоровья обучающихся и воспитанников через образование. Ур.М.Ж. 2008; 8: 104-113.
10. Гончарова А.С., Насыбуллина Г.М., Ярунина Т.Е. Опыт формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского вуза путем вовлечения в социальную практику. Материалы IV Уральского конгресса по формированию здорового образа жизни, Екатеринбург, 30-31 мая 2012: 26-31.
11. Максимова Ж.В., Насыбуллина Г.М., Шигаева Е.С. Потребность населения Свердловской области в профилактической помощи. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2008; 6: 3-7.
12. Андриянова О.В. Организация работы по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике в свердловской области. Системная интеграция в здравоохранении. 2011; 2(12): 49-66.
13. ФГОС ВО по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело (уровень специалитета). Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 16.01.2017 г. № 21.
14. ФГОС ВО по специальности 31.05.01 Лечебное дело. Утв. Приказом министерства образования и науки Российской Федерации №95 от 9 февраля 2016 г.
15. ФГОС ВО по специальности 31.05.02 Педиатрия. Утв. Приказом министерства образования и науки Российской Федерации №853 от 17 августа 2015 г.
16. ФГОС ВО по специальности 31.05.03 Стоматология. Утв. Приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 96 от 09.02.16г.
17. Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый». Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.03. 2017 г. N306н.
18. Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела». Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.06.2015 г. № 399н .
19. Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)». Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.03. 2017 г. №293н.
20. Профессиональный стандарт «Врач-стоматолог».Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.05.2016г. № 227н.
21. ФГОС ВО подготовки кадров высшей квалификации по специальности 32.08.04 Гигиеническое воспитание. Утв. Приказом Минобрнауки РФ от 27 августа 2014г. №1132.
22. ФГОС ВО подготовки кадров высшей квалификации по специальности 32.08.07 Общая гигиена. Утв. Приказом Минобрнауки России от 27.08.2014 г. № 1135.

Авторы
Липанова Людмила Леонидовна
К.м.н., доцент, доцент кафедры гигиены и экологии
ludalipan@mail.ru

Наcыбуллина Галия Максутовна
Д.м.н., профессор, зав. кафедрой гигиены и экологии
gdp43@yandex.ru

Хачатурова Наталия Леонидовна
Ассистент кафедры гигиены и экологии
n-khach@bk.ru

Гончарова Анна Сергеевна
Заместитель руководителя управления по воспитательной и внеучебной работе по вопросам профилактики
goncharova81@inbox.ru

Уральский государственный медицинский университет
Российская Федерация, 620028, Екатеринбург, ул. Репина, д. 3

 
 
 

Авторизация