ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ У СТУДЕНТОВ СЕВЕРНОГО ВУЗА

УДК 612.8.04(045)

DOI: 10.22138/2500-0918-2018-15-2-184-196

С.Ф. Лукина, И.С. Чуб, А.П. Борейко

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Российская Федерация

Резюме. Вариабельность ритма сердца — метод исследования системы нейрогуморальной регуляции, оценки текущего функционального состояния с учетом результатов функциональных проб и адаптации организма. Цель работы: изучение годовой динамики особенностей вегетативной регуляции сердечного ритма у студентов при когнитивной нагрузке. Объекты и методы исследования. Проведено лонгитюдное исследование студентов в возрасте 19–21 года. Производилась регистрация электрокардиограммы в покое и при когнитивной нагрузке. Определение когнитивных функций мозга производилось по методике Н.А. Рябчиковой. Математический анализ осуществлялся средствами SPSS (Windows) v. 14.0. Результаты. Временные и спектральные составляющие ВСР у студентов с симпатотоническим типом регуляции сердечной деятельности достоверно различаются в покое и при когнитивной нагрузке в 2011 и 2012 годах. Годовая динамика значений RRNN и SDNN выявила усиление парасимпатических влияний. При когнитивной нагрузке в 2012 году снизилась общая мощность спектра и частотные составляющие сердечного ритма. Отмечается активация симпатико-адреналовой системы при когнитивной нагрузке. Динамика показателей мощности ВСР во время кратковременного стресс-фактора, свидетельствует о снижении адаптационных резервов организма. К старшим курсам увеличивается количество студентов с ваготоническим типом регуляции ритма сердца, что говорит о завершении периода адаптации. Выводы: 1. Анализ показателей КРГ у студентов ИЕНБ и ИФКСЗ не обнаружил достоверных различий, это позволяет рассматривать исследуемых как единую выборку. Распределение студентов по вегетативным типам: нормотония у 10%, симпатотония у 40% и ваготония у 50% студентов. 2. Установлены различия во временных и спектральных характеристиках ВСР у студентов в фоне и при когнитивной нагрузке. 3. Годовая динамика показателей сердечного ритма маловариабельна у студентов с нормо- и ваготоническим типом регуляции. Годовая динамика студентов с повышенным тонусом симпатической системы характеризуется значительными изменениями временных и спектральных показателей ВСР в покое и при когнитивной нагрузке.

Ключевые слова: вариабельность ритма сердца, когнитивная нагрузка, симпатическая нервная система, адаптация

Дата поступления 09.04.2018

Образец цитирования:
Лукина С.Ф., Чуб И.С., Борейко А.П. Особенности вегетативной регуляции сердечного ритма в процессе решения прогностической задачи у студентов северного вуза. Вестник уральской медицинской академической науки. 2018, Том 15, №2, с. 184–196, DOI: 10.22138/2500-0918-2018-15-2-184-196

ЛИТЕРАТУРА
1. Баевский Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997. 235 с.
2. Копосова Т.С. Вариабельность сердечного ритма при умственной нагрузке у городских и сельских школьников. / Т.С. Копосова, С.Ф. Лукина, И.А. Савенкова. – (Физиология) // Вестник Поморского Университета. Сер. «Естественные и точные науки». – 2008. — №1. – С. 24 – 30.
3. Лукина С.Ф. Вариабельность ритма сердца у детей 8-10 лет с различными типами соматической конституции в процессе когнитивной деятельности. / С.Ф. Лукина, И.С. Чуб // Вестник Поморского Университета. Сер. «Естественные науки». – 2011. — №1. – С. 63 – 70.
4. Солонин Ю.Г. Широтные особенности физиологических функций у жителей Севера / Ю.Г. Солонин // физиология человека. – 1994. – Т. 20, № 6. – С. 137–143.
5. Попов В.В. Вариабельность сердечного ритма: возможности применения в физиологии и клинической медицине/ В.В. Попов, Л.Н. Фрицше – Украинский медицинский журнал — №2 (52), 2006 – С. 1- 6.
6. Грибанов А.В. Общая характеристика климато-географических условий Русского Севера и адаптивных реакций человека в холодной климатической зоне / А.В. Грибанов, Р.И. Данилова // Север. Дети. Школа.: сб. науч. тр. – Архангельск, 1994. – С. 4–27.
7. Авцын А.П. Проявление адаптации и дизадаптации у жителей Крайнего Севера / А.П. Авцын, А.Г. Марачев / Физиология человека. – 1975. — № 4 – С. 587 – 600.
8. Авцын А.П. Введение в географическую патологию. – М., 1972. – 338 с.
9. Авцын А.В. Некоторые аспекты адаптации человека в приполярных районах / А.В. Авцын, Н.Д. Володин, А.А. Жаворонков и др. / Биологические проблемы Севера. – Якутск, 1974. – С. 17 – 22.
10. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации // В. П. Казначеев. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1980. – 192 с.
11. Палкина О.А. Динамика показателей деятельности сердечно-сосудистой системы в течение пятилетнего обучения в вузе/ О.А. Палкина, А.Б. Гудков, Л.А. Шаренкова/ Экология человека. Северный государственный медицинский университет. Архангельск – 2007. С. 22 – 25.
12. Агаджанян Н.А. Социальные, возрастные и эколого-физиологические аспекты адаптации человека // Возрастные особенности физиологических систем у детей и подростков. М.,1985. С. 7–9.
13. Антропова М.В. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей 10–11 лет / М.В. Антропова, Г.В. Бородкина, Л.М. Кузнецова и др. // Физиол. человека. 2000. Т. 26, № 1. С. 56–61.
14. Баранов А.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина – Рос. педиатр. журн. 2000. № 5. С. 5–12.
15. Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы / А.М. Вейн, Т.Г. Вознесенская, В.Л. Голубева и др.; под ред. А.М. Вейна. М., 1991.
16. Волокитина Т.В. Вариабельность сердечного ритма у детей младшего школьного возраста: монография / Т.В.Волокитина, А.В. Грибанов; Фед. агенство по образов., ПГУ, Ин-т развития ребенка. – Архангельск: ПГУ, 2004. – 194 с. 
17. Копосова Т.С. Соматотипы и особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у 11-12-летних детей, проживающих в условиях приполярного региона. / Т.С. Копосова, С.Ф.Лукина, И.А. Савенкова // Экология человека. – 2008. — №5. – С. 21 – 27.
18. Копосова Т.С. Динамика показателей сердечного ритма и адаптивные возможности организма студентов в разные сезоны года / Т.С. Копосова, А.Е. Чиков, С.Н. Чикова // Вестник Поморского университета. Сер. «Естественные науки». – 2009. — №1. – С. 11- 19. 
19. Копосова Т.С. Адаптивные возможности организма студентов в период «биологической тьмы»/ Т.С.Копосова, С.Н. Чикова, А.Е. Чиков // Экология человека. – 2007. — №1. – С. 50 – 54.
20. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма: история и философия, теория и практика. Клиническая информатика и телемедицина. – 2004. – №1. — С. 54—64.
21. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения. / В.М. Михайлов. – Иваново: Иванов. гос. мед. академия, 2002. – 290 с. 
22. Рябчикова Н.А. Вероятностное прогнозирование как фактор экологической безопасности в проблемной ситуации. – Москва, 2004. – 46 с.
23. Бююль Ахим. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с нем. / Ахим Бююль, Петер Цёфель – Спб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2005 – 608 с.
24. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. — СПб.: Питер, 2005. — 416 с.
25. Копосова Т.С. Вариабельность сердечного ритма при умственной нагрузке у городских и сельских школьников. / Т.С. Копосова, С.Ф. Лукина, И.А. Савенкова. – (Физиология) // Вестник Поморского Университета. Сер. «Естественные и точные науки». – 2008. — №1. – С. 24 – 30.
26. Федоров Б.М. Эмоции и сердечная деятельность. М., 1975.

Авторы
Лукина Светлана Федоровна
К.пед.н., доцент, директор Высшей школы естественных наук и технологий
s.lukina@narfu.ru

Чуб Игорь Сергеевич
К.б.н., доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем
i.chub@narfu.ru

Борейко Анна Павловна
К.б.н., доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем.
a.repina@narfu.ru

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
Российская Федерация, 163002. Россия, г. Архангельск, набережная Северной Двины, д. 17

Лицензия Creative Commons

Attribution-NonCommercial 4.0 International (CC BY-NC 4.0)

 
 
 

Авторизация