Медико-биологические факторы риска и психологическое здоровье первоклассников, проживающих в условиях Приарктического региона

DOI: 10.22138/2500-0918-2019-16-2-134-139

УДК [159.922.7:61](985)(045)

Е.В. Казакова, Л.В. Соколова

Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Российская Федерация

Резюме. Тема изучения взаимосвязи факторов риска раннего дизонтогенеза ребенка с психическим и психологическим здоровьем причисляется к социальнозначимым, особенно в современных общественных условиях роста нагрузки на организм и психику человека. Статья посвящена анализу отдалённых последствий влияния неблагоприятных медико-биологических факторов риска раннего развития ребенка на формирование психологического здоровья. Целью исследования явилось изучение взаимосвязи медико-биологических факторов риска с характеристиками когнитивного, эмоционального, регуляционного компонентов психологического здоровья первоклассников, проживающих в Архангельске. Материалы и методы. Обследовано 193 школьника в возрасте 7-8 лет с применением комплекса стандартизированных методик, позволяющих подойти к описанию характеристик психологического здоровья. Для обнаружения медико-биологических факторов риска в раннем развитии детей анализировали медицинские карты и анкеты «Особенности раннего развития ребенка». Для выявления взаимосвязей исследуемых показателей применяли методы факторного и корреляционного анализа. Результаты. Процедура факторизации всех изучаемых медико-биологических факторов риска позволила выделить устойчивую четырехкомпонентную модель, в состав которой вошли наиболее значимые: осложненная беременность и токсикоз I половины беременности; инфекции во время беременности, здоровье матери во время беременности и заболеваемость ребенка до года; кесарево сечение и тяжелые роды; профессиональные вредности матери и профессиональные вредности отца. Наиболее значимым компонентом в факторной структуре является «здоровье матери», имеющим тесные взаимосвязи со всеми анализируемыми составляющими психологического здоровья. Протекание беременности и родов коррелирует с эмоциональным здоровьем младшего школьника, отражаясь на конфликтности, незащищенности, чувстве неполноценности ребенка, его эмоциональном благополучии. Воздействие профессиональных вредностей родителей на организм ребенка, по мнению авторов, носит опосредованный характер, усугубляя наличие имеющихся у отца или матери нарушений здоровья, наследственных факторов.

Ключевые слова: медико-биологические факторы, психологическое здоровье, когнитивное и эмоциональное здоровье, регуляция, первоклассники

Дата поступления 15.04.2019.

Образец цитирования:
Казакова Е.В., Соколова Е.В.Медико-биологические факторы риска и психологическое здоровье первоклассников, проживающих в условиях Приарктического региона. Вестник уральской медицинской академической науки. 2019, Том 16, №2, с. 134–139, DOI: 10.22138/2500-0918-2019-16-2-134-139

ЛИТЕРАТУРА
1. Артюхова Т.Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников образовательного процесса // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 22.– С. 49-53.
2. Проблемы сохранения здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Арктике: материалы научно-практической конференции с международным участием / Под ред. С.А. Горбанева, Н.М. Фроловой. – СПб.: ООО «ИПК «Коста», 2017. – 264 с.
3. Шелковникова Н.И. Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – № 2-1. – С. 44-51.
4. Рудаева Е.В., Мозес В.Г., Захаров И.С. и др. Прогнозирование акушерских и перинатальных осложнений на основе исследования регуляторных и адаптационных процессов в системе мать-плацента-плод у беременных с дефицитом массы тела // Медицина в Кузбассе. – 2018. – Т. 17. – № 3. – С. 19-25.
5. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка). – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
6. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка. 105 психологических тестов. – СПб.: Речь, 2007. – 304 с.
7. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: руководство по тестированию и обработке результатов. – М.: Новая школа, 1996. – 48 с.
8. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. – СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999. – 184 с.
9. Семенова З.Ф., Семенова С.В. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом – Дерево – Человек». – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 190 с.
10. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития: монография. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 176 с.
11. Лукьянченко Н.В. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе // Психология и школа. – 2009. – № 1. – С. 39-44.
12. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.
13. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов. – Томск: «Пеленг», 1993. – 61 с.
14. Архиреева Т.В. Структура и динамика изменения субъективного благополучия младших школьников // Царскосельские чтения. – 2015. – № 19. – С. 342-345.
15. Алпатова Н.С., Варфоломеева Т.В., Мазуренко Д.В. Медико-социальные аспекты этиологии нарушений здоровья в детском возрасте // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 770.
16. Raposo L., Passos D. Thyroiditis and pregnancy // Acta. Med. Port. – 2003. – V. 16. – P. 343-345.
17. Lazarus J., Brown R.S., Daumerie C. et al. European Thyroid Association Guidelines for the Management of Subclinical Hypothyroidism in Pregnancy and in Children // European Thyroid Journal. – 2014. – № 3. – Р. 76-94. doi: 10.1159/000362597.
18. Мазур Л.И., Балашова Е.А., Маковецкая Г.А. Железодефицитная анемия: влияние на развитие детей и пути профилактики // Педиатрия. – 2015. – Т. 94. – № 6. – С. 145-150.
19. Chang S., Wang L., Wang Y. et al. Iron-Deficiency Anemia in Infancy and Social Emotional Development in PreschoolAged Chinese Children // Pediatrics. – 2011. – V. 127. – Issue 4. – P. 927-933.
20. Lozoff B., Smith J.B., Clark K.M. et al. Home Intervention Improves Cognitive and Social-Emotional Scores in IronDeficient Anemic Infants // Pediatrics. – 2010. – V. 126. – Issue 4. – Р. 884-894.
21. Кравцова Н.А., Катасонова А.В., Довженко А.Ю. и др. Факторы и механизмы психосоматических расстройств // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2013. – № 4 (54). – С. 48-55.
22. Тихонова Г.И., Рубцова Н.В., Яковлева Т.П. Условия труда родителей как фактор риска возникновения врожденных пороков развития у детей // Безопасность жизнедеятельности. – 2006. – № 2. – С. 52-57.

Авторы
Казакова Елена Валерьевна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Высшей школы
психологии, педагогики и физической культуры
Российская Федерация, 160009, г. Архангельск, пр. Ленинградский, д. 40, каб. 301
kaz-elena10@yandex.ru

Соколова Людмила Владимировна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой биологии человека и 
биотехнических систем Высшей школы естественных наук и технологий
160002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17, каб. 1268
sluida@yandex.ru

 

 

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

 
 
 

Авторизация