ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ НА БАЗЕ ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ИМЕНИ А. Б. БЛОХИНА

УДК 614.2-051

DOI: 10.22138/2500-0918-2022-19-5-547-556

Л.Н. Степанова, С.Л. Леонтьев, Д.О. Михайлова, Е.В. Ануфриева

 

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Уральский институт управления здравоохранением имени А. Б. Блохина»,
г. Екатеринбург, Российская Федерация

Резюме. Успешная реализация государственной программы «Развитие здравоохранения» требует от управленческих кадров высокого уровня сформированности компетентности в стратегическом развитии медицинских организаций и отрасли здравоохранения. В сложившейся практике в системе здравоохранения на должность руководителя часто назначается человек с опытом врачебной работы, а управленческие знания и умения ему приходится приобретать непосредственно в процессе деятельности. Целью подготовки управленческих кадров в здравоохранении является овладение едиными стандартными профессиональными компетенциями, которые должны стать основой образовательных программ дополнительного профессионального образования во всех образовательных организациях. Цель. Проанализировать имеющиеся образовательные программы и ресурсы по подготовке врачебных кадров системы здравоохранения Свердловской области на примере ГАУДПО «Институт управления здравоохранением имени А. Б. Блохина». Материалы и методы. В исследовании использованы нормативные правовые документы, регулирующие вопросы подготовки и непрерывного развития управленческих кадров в сфере здравоохранения, методы системного и логического анализа. Проанализированы, сгруппированы и статистически обработаны результаты анкетирования слушателей программ дополнительного профессионального образования по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (255 анкет). Результаты. Реальная практика деятельности медицинских организаций требует совершенствования подходов в подготовке организаторов здравоохранения. В Институте ведется активная работа по разработке актуальных программ дополнительного профессионального образования и наполнения рынка труда Свердловской области профессиональными кадрами в сфере здравоохранения. Заключение. Анализ реализации Институтом программ дополнительного профессионального образования показал, что на фоне обязательных программ профессиональной переподготовки от 500 часов, набирают популярность краткосрочные программы, позволяющие приобретать и «оттачивать» актуальные знания, умения и навыки. Все основные тенденции современного дополнительного профессионального образования реализуются Институтом с учетом запросов основных участников образовательного процесса и требований органа управления здравоохранением — Министерства здравоохранения Свердловской области.

Ключевые слова: здравоохранение, дополнительное профессиональное образование, компетенции, дистанционное обучение, стажировки на рабочем месте

Конфликт интересов отсутствует.
Контактная информация автора, ответственного за переписку:
Степанова Любовь Николаевна
stepanovaln@umsep.ru
Дата поступления 16.11.2022 г.
Образец цитирования:
Степанова Л.Н., Леонтьев С.Л., Михайлова Д.О., Ануфриева Е.В. Избранные вопросы дополнительного профессионального образования медицинских работников на базе Института управления здравоохранением имени А.Б. Блохина. [Электронный ресурс] Вестник уральской медицинской академической науки. 2022, Том 19, №5, с. 547–556, DOI: 10.22138/2500-0918-2022-19-5-547-556

ЛИТЕРАТУРА
1. Саввина Н.В., Тимофеев Л.Ф., Ермолаев А.Р. и другие. Применение инновационных технологий обучения в подготовке административно-управленческих кадров здравоохранения. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2017, 1 (6): 25-31.
2. Кобякова О. С., Деев И.А., Ходакова О.В., Стародубов В.И., Чигрина В.П. Портрет регионального министра здравоохранения Менеджер здравоохранения. 2022; 1:6-15. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-1-6-15.
3. Найговзина Н.Б., Конаныхина А.К., Кочубей А.В. Задачи подготовки и непрерывного профессионального развития административно-управленческих кадров здравоохранения в системе дополнительного профессионального образования // Здравоохранение Российской Федерации. 2016. № 60(1). С. 35-40. DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-1-35-40)
4. Семенова Т.В, Природова О.Ф. Автоматизация контроля обучения специалистов здравоохранения по программам повышения квалификации Национальное здравоохранение. 2020. №1.С. 39-44.
5. Overview of the HLA Competency Directory. Copyright 2010. Health care Leadership Alliance (HLA). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/behelerarmybaylor/competencies-models/healthcare-leadership-alliance-directory (дата обращения 08.09.2022)
6. Котова Н.С, Гельпей Е.А, Котов Г.С. Критическое мышление как необходимая компетенция в подготовке современных управленческих кадров // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. №4. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-kak-neobhodimaya-кompetentsiya-v-podgotovke-sovremennyh-upravlencheskih-kadrov (дата обращения: 15.10.2022).
7. Найговзина Н. Б., Зимина Э. В., Купеева И. А., Васильева Е. П., Титкова Ю. С. Подготовка резерва управленческих кадров здравоохранения на основе оценки компетенций // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-rezerva-upravlencheskih-kadrov-zdravoohraneniya-na-osnove-otsenki-kompetentsiy (дата обращения: 15.10.2022).
8. Кузнецов Н. В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия // E-Management. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obrazovanie-klyuchevye-trendy-i-prepyatstviya (дата обращения: 16.10.2022).
9. Муслимов М.И. Цифровое здравоохранение — как фактор революционных преобразований в отрасли // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-zdravoohranenie-kak-faktor-revolyutsionnyh-preobrazovaniy-v-otrasli (дата обращения: 15.10.2022).
10. Чуланова О.Л., Никитенко Е. Методика обучения по Циклу Колба как эффективный инструмент обучения персонала организации Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-po-tsiklu-kolba-kak-effektivnyy-instrument-obucheniya-personala-organizatsii(дата обращения: 12.09.2022).

Авторы
Степанова Любовь Николаевна
Начальник учебного отдела
stepanovaln@umsep.ru
ORCID0000-0003-2474-7945

Леонтьев Сергей Леопольдович
Доктор медицинских наук, профессор, директор
ls.04@yandex.ru
ORCID0000-0003-4092-4577, SPIN:8386-2137

Михайлова Диана Олеговна
Доктор медицинских наук, заместитель директора по учебной работе, Первый заместитель директора,
umsep-do@yandex.ru
ORCID:0000-0001-8068-5940, SPIN: 9236-1821

Ануфриева Елена Владимировна
Доктор медицинских наук, заместитель директора по науке
elena-@list.ru
ORCID:0000-0003-2727-2412, SPIN:9572-7395

ГАУДПО «Уральский институт управления здравоохранением имени А. Б. Блохина»
Российская Федерация, 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 8б

 
 
 

Авторизация